Когда стоит опасаться выездной налоговой проверки?

В последние годы цифровизация налоговой службы привела к революционным изменениям в подходах к планированию и проведению выездных налоговых проверок бизнеса. Изменения происходят так быстро, что многие предприниматели не успевают к ним адаптироваться, продолжая «готовиться к прошедшей войне». Любые советы и рекомендации устаревают за несколько месяцев, но в самом общем виде тенденции последнего времени выглядят так:

В-первых, планирование выездных проверок теперь осуществляется с широким привлечением информационных технологий, включая автоматизированный анализ всех данных, характеризующих хозяйственную деятельность налогоплательщика и всех его контрагентов без ограничения длины «цепочки» движения средств и/или товарно-материальных ценностей. Благодаря этому многократно повысилась точность планирования проверок, а количество «ложных срабатываний» стремится к нулю. Иначе говоря, проверок стало существенно меньше, но практически каждая заканчивается крупными налоговыми доначислениями.

Во-вторых, как следствие той же автоматизации работы налоговых органов, содержание проводимых проверок существенно упростилось. Проверяющие в подавляющем большинстве случаев сосредотачиваются на доказывании шаблонных налоговых «схем», львиную долю которых составляют различные варианты «оптимизации» НДС, выявляемые в автоматическом режиме при помощи системы АСК НДС. Помимо этого, налоговиков могут заинтересовать схемы дробления бизнеса, занижение доходов предпринимателей, приближающихся к верхнему порогу применения УСН, а также наиболее откровенные и наглые схемы выдачи «конвертной» зарплаты.

Наконец, в-третьих, автоматизация привела к замыканию планирования каждой выездной проверки на УФНС по субъекту Федерации, располагающему существенно большими, по сравнению с территориальной инспекцией, возможностями по использованию компьютерных технологий. В результате районная инспекция получает обязательный для исполнения план проверки, включающий в себя даже сумму налогов, которые по итогам проверки следует доначислить налогоплательщику. Предпринимателей, проморгавших это изменение взаимоотношений внутри налоговой службы и по-прежнему уповающих на свои добрые многолетние отношения с налоговиками «на земле», может ожидать крайне неприятный сюрприз.

Таким образом, главным признаком приближающейся выездной проверки являются неправильные действия самого предпринимателя, а правильная тактика бизнеса по предупреждению проверок должна состоять, в первую очередь, в исключении из своей работы налоговых «схем», популярных у поверяющих. При невозможности исключить их полностью следует отчётливо сознавать риски, уделять должное внимание профессиональному планированию и организации документооборота, с особой тщательностью подходить к выбору контрагентов. Появление же видимых признаков проводимой в отношении компании предпроверочной работы, таких как получение самой компанией и её контрагентами требований о предоставлении документов, испортившиеся отношения с банком (также получающим многочисленные запросы), вызовы руководителя на разного рода «комиссии» с предложениями самостоятельно внести исправления в отчётность и доплатить налоги – следует рассматривать как «последний звонок» и сигнал к принятию экстренных мер по противодействию предстоящей проверке.